Какофония или дорога в мир будущего? Александру Скрябину – 150
Анна Генова06.01.2022
Выдающийся русский композитор, изобретатель светомузыки Александр Николаевич Скрябин родился 150 лет назад. Его музыку понимали далеко не все и при жизни, и в наши дни. Творчество АНС, как его часто называет молодое поколение музыкантов, не укладывается в стандарт типичной «русской музыки». Насколько открываются скрябинские горизонты в новом столетии, как правильно интерпретировать сложные ницшеанские концепции композитора сегодня и почему увеличилось число поклонников Скрябина в пандемию, «Русскому миру» рассказали зав. отделом научной работы Мемориального музея А. Н. Скрябина, музыковед Владимир Попков и руководитель отдела творческих проектов музея, композитор Денис Хоров.
Владимир Попков:
– Скрябин учился с Рахманиновым в классе у одного педагога, но потом их пути разошлись по всем параметрам. Рахманинов считается одним из главных символов русской музыки начала XX века – и в России, и за границей. Как бы вы определили роль Скрябина? Некоторые исследователи пишут, что его космополитичность может разочаровывать иностранную публику. Ведь на Скрябина с куда меньшей лёгкостью можно повесить ярлык «русский композитор»
– Пути Рахманинова и Скрябина разошлись в творчестве и мировосприятии, но было бы заблуждением думать, что эти два гения старались не знать друг друга. Они общались, были хорошими приятелями, у них были совместные концерты, да и не стоит забывать о цикле благотворительных концертов, которые дал Рахманинов после смерти Скрябина в поддержку его семьи.
Надо быть весьма смелым, чтобы назвать Скрябина космополитом. Сам он идентифицировал себя как русского композитора. Но что мы подразумеваем под этим? Если русский композитор обязан писать вокальную музыку, опираться на фольклор и прочее, то да, Скрябин – не русский композитор. Он пошёл другим путём. Кстати, за границей – на Западе и частично на Востоке (в основном в Японии) – Скрябина любят, пожалуй, больше, чем в России. Скрябин предвосхитил некоторые явления в искусстве ХХ века, в музыкальном языке он, по сути, предвосхитил поиски додекофонистов и сериалистов. Его роль, скорее всего, в этом.
– Скрябин строил планы сочинить мистерию и даже считал себя Мессией. Известно что на его похоронах простудился и вскоре умер от осложнений Сергей Иванович Танеев, бывший какое-то время учителем Скрябина. А что думают музыковеды и биографы об этой «мистической» составляющей жизни и творчества композитора?
– Тема Скрябина и мистики стара как мир. Это благодатная почва для представителей околонаучных знаний. Безусловно, в жизни Скрябина было много совпадений, «предвидений», но имеют ли они какое-либо отношение к мистике, пусть каждый решает сам. Я склонен рассматривать этот вопрос в другой плоскости, за пределами мистики.
Видео
– Композитор увлекался философией Ницше, и вообще философия играла в его творчестве большую роль, не так ли?
– Философией и теософией Скрябин увлекался, действительно, всерьёз. В его личной библиотеке были собраны труды философов от Античности до современности. Сформулировав одну из важнейших идей ещё в финале Первой симфонии (искусство как образ божества и объединение народов для прославления искусства), он последовательно развивал и обогощал эту идею во всём последующем творчестве. В «Мистерии» же искусство является не только образом божества, но и приобретает преображающую силу.
– Помимо того, что Скрябин обладал цветным слухом, как Римский-Корсаков и Чюрлёнис, у него родилась идея светомузыки, которую композитор реализовал в музыкальной поэме «Прометей». Далее композитор стал думать о синтетическом жанре, где включаются все сенсоры человека. Можно ли сказать, что таким образом он смог зайти на территорию интерактивной композиции, далеко опередив своё время?
– «Прометей» – тоже синтетическое действо. Ведь, по сути, Скрябин объединяет в нём музыку и живопись (в виде цвета, света, образов), как Чюрленис, например. Серебряный век – вообще время синтеза и экспериментов. Я бы сказал, если совсем просто и грубо, «Прометей» породил всё, что связано со светомузыкальными опытами (от простейших дискотек до лазерных шоу и пр.), а «Мистерия» открыла дорогу в мир 5d-кинотеатров и иммерсивных театров, если бы, конечно, такие слова во времена Скрябина существовали.
– Известно, что уже упомянутый Николай Андреевич Римский-Корсаков обозвал Вторую симфонию Скрябина какофонией. Как относился сам Александр Николаевич к подобным отзывам?
– Безусловно, Скрябин знал то, что о нём говорят или пишут в прессе. А отзывы были разные. Отношения с Римским-Корсаковым у Скрябина всегда были неоднозначными. И если в ранние годы АНСа ещё волновало, что о нём напишут, то в средний и поздний периоды за редкими исключениями реакция была равнодушной.
– Скрябину приписывают предсказания вроде того, что после эпохи мистики «наступит век машин, электричества и чисто меркантильных устремлений. Грядут страшные испытания…» Что вы думаете о его «предсказаниях»?
– Скрябину много что приписывают. Не всегда этому надо верить или, по крайней мере, верить на слово. Если говорить шире, то, действительно, Скрябин и Серебряный век во многом «предсказали» или, точнее, предопределили некоторые моменты, по крайней мере в искусстве. Что касается «века машин и электричества», – всё это, как известно, уже бытовало на рубеже веков.
Денис Хоров:
– Пандемия нас всех сделала немного мистиками. Тем не менее такому материальному месту, как музей, пришлось как-то выходить из положения. Какие виртуальные программы Мемориальный музей А. Н. Скрябина предложили своим посетителям в этот период?
– Конечно, в первую волну мы, как и большинство музеев, активизировали свою работу в онлайн-формате. Активно заработал youtube-канал, на котором систематически публиковались микроэкскурсии, лекции, прямые эфиры, концерты. В соцсетях мы публиковали краткие заметки о людях и предметах, так или иначе имевших отношение к Скрябину. Сейчас, когда появилась возможность работать не только в онлайн-режиме, мы возобновили и оффлайн-мероприятия, но присутствие музея в ютубе и соцсетях никто не отменял, поэтому эта работа продолжается.
На протяжении 103 лет музей собирал, изучал творческое наследие Скрябина и делал доступным накопленный материал для широкой аудитории в оффлайн-режиме. Увлекательные экскурсии, фондовые и авторские выставки, мастер-классы, лекции, творческие встречи, концертные программы, цветомузыкальные перформансы, развивающие идеи Скрябина – всё это составляло привычную музейную жизнь, которую пришлось переосмыслить в невероятно короткие сроки как музейным сотрудникам, так и зрителям. Мы невероятно рады, что большинство друзей нашего Дома-музея не только остались с нами, но и привели своих друзей на наши онлайн-платформы.
В стремительно меняющихся условиях посткарантинной реальности создание онлайн-программ в музее, на мой взгляд, является своевременным шагом к новому формату общения музея со своим посетителем. Если раньше интернет-контент для виртуальной самопрезентации мог представлять собой набор официальных текстов, статических изображений, «отчётных» видео, то сегодня мы видим, что этого недостаточно.
В период пандемии мы запустили большое количество новых для нас форматов. Среди них– научные текстовые рубрики: #главныйэкспонат – об экспонатах музея; #дословно – цитирование эпистолярного наследия А.Н. Скрябина; #scriabintrip – о путешествиях и гастролях композитора; #прямаяречь – высказывания известных музыкантов о феномене творчества А. Н. Скрябина; #сегоднявмузыке – подборки исполнений музыки А.Н. Скрябина музыкантами прошлого и сегодняшнего дня, а также знаковые даты в жизни выдающихся музыкантов, связанных с музеем и композитором. Также серия экскурсий «Музей онлайн», который в 32 сериях рассказывает о малоизвестных, но не менее интересных экспонатах Дома-сузея Скрябина, которые для большинства посетителей остаются «за кадром». «Музыка архива» – ещё одна рубрика, которая продолжается сегодня для всех меломанов и ценителей классической музыки, в которой музей выпускает фондовые аудиозаписи, оцифровывая и собирая их в релизы.
С февраля 2021 года музей запустил серию видеоподкастов «Музыканты о Скрябине», в которых известные пианисты делятся своими мыслями о творческом наследии композитора и своим исполнением музыки А. Н. Скрябина. Также у нас прошли выставочные онлайн-проекты, творческие встречи и интервью онлайн с молодыми музыкантами и мэтрами музыкального искусства, прямые трансляции и записи 25 концертов с ведущими московскими и зарубежными музыкантами.
– Какие самые яркие события порадуют ваших слушателей в рамках юбилея композитора? Будут ли они транслироваться онлайн?
– Глобально, ярких событий, организованных музеем, несколько: это фестиваль, который продлится 150 дней, масштабная юбилейная выставка, лекторий и международная научная конференция. А в рамках этих направлений ярких и интересных мероприятий будет много. Такие большие музыканты, как Э. Артемьев, Ю. Башмет, А. Чайковский, Д. Бертман, Н. Луганский, Б. Березовский, Е. Мечетина, М. Воскресенский, А. Куртев, А. Гиндин, А. Диев, П. Лаул, Б. Бехтерев, Е. Михайлов, А. ди Кристофано, С. Соболев, М. Мордвинов, П. Домбровский, М. Турпанов, А. Гугнин, А. Тарасевич-Николаев, С. Дрезнин, А. Болотин, А. Гергиев и многие другие, будут гостями и активными участниками юбилейной программы.
Особым событием музыкальной программы станет исполнение антологии фортепианных сочинений Скрябина, которая на протяжении юбилейной программы будет исполнена трижды. Её представят слушателям известные пианисты Алексей Чернов, Евгений Евграфов, а также студенты кафедры специального фортепиано под руководством народного артиста РСФСР М. С. Воскресенского. Также юбилейный лекторий будут вести кандидаты искусствоведения, научные сотрудники, музыковеды. Фортепианные мастер-классы проведут всемирно известные музыканты: Е. В. Михайлов, Б. Б. Бехтерев, А. Б. Диев, С. Г. Дрезнин, В. Э. Тропп, М. С. Воскресенский и П. Р. Лаул.